Previous Entry Share Next Entry
И кто его знает, на что намекает
tovarishch
luceen


Опубликован проект постановления Правительства, обязывающий госорганы закупать электронное оборудование отечественного производства. Но один момент остался непонятен.

Проект составил Минпромторг во исполнение поручений Президента после форума "Интернет-экономика". Согласно этому проекту, если у закупающего радиоэлектронную продукцию госоргана в поданных заявках есть иностранные образцы и 2 отечественных, то иностранные он закупить уже не может. Выбирайте из нашего. Приводится перечень продукции, на закупки которой запрет распространяется. Ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, ЭВМ для обработки данных и много чего ещё вплоть до люстр и фонарей. Чудесно. Если есть наши аналоги, пусть покупают их. Поддержка отечественного производителя, всё в порядке.

Но тут встаёт самый главный вопрос. Что считать отечественной продукцией? Компьютер на разработанном здесь процессоре Эльбрус, а сделанном на Тайване, отечественный? А Таволга с процессором Бакал-Т1, разработанном на основе импортного ядра и сделанном на Тайване в соседней печке с Эльбрусом? А полностью из импортных комплектующих собранный? В проекте этот вопрос освещён. Но лично я не уверен, что смог правильно разобраться, что имели в виду авторы, какие цели преследовали. Может, кто-то сможет? Лучше привести соответствующий пункт полностью и прокомментировать.

"5. Установить, что отдельные виды радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, признаются продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случаях:
а) создания или модернизации и (или) освоения производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;"

Тут, вроде, всё ясно. Кто-то, например, западная (или восточная) фирма, заключила специнвестконтракт, допустим, построила тут завод, и начала производить продукцию. В таком случае предприятие будет принадлежать той самой нероссийской фирме, и исходя из других пунктов и законов, в некоторых случаях (например, телекоммуникационное оборудование) продукция не будет признана российской. Но в течении 5 лет со дня подписания контакта и 3 лет с начала выпуска продукции на это не будут обращать внимания. А так специвестконтракты предназначены для стимулирования производства в РФ. В постановлении о них не разделяются иностранные и местные инвесторы.
Развитие производства стимулируется. Понятно.

"б) соответствия требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта);"
В приложении к упомянутому постановлению Правительства перечисляется продукция пяти видов: станкостроения, автомобилестроения, специального машиностроения, отрасли фотоники светотехники (ради этого и упоминается), энергетического машиностроения и тяжёлого машиностроения. Компьютеров там нет.

в) соответствия параметрам, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, утвержденным совместным приказом Минпромторга России и Минэкономразвития России
от 17 августа 2011 года № 1032/397 (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта);

Этот приказ сам по себе интересен, хотя там тоже нет компьютеров, а средства связи и телекоммуникации, коммутаторы, маршрутизаторы, базовые станции. Помимо пунктов Приложения 1, сходных с аналогичными в законе про программы: производитель должен быть налоговым резидентом РФ, 50% акций должны принадлежать российским субъектам, госорганам или частным лицам (вспоминаем пункт (а) проекта), право на продукт (конструкторскую документацию), он ещё должен обладать или иметь доступ к производственным мощностям на территории РФ (мало ли). Но самое интересное в пункте 1. Там указаны минимальные уровни локализации производства на территории РФ. За каждую из 5 операций дают баллы, которые учитываются в специальной формуле для подсчёта уровня локализации. А операции эти: НИОКР, производство печатных плат (на них припаиваются комплектующие), монтаж элементов на печатные платы, сборка корпусов и механики, программирование и тестирование. Всё в сумме 100 баллов. Надо в среднем 60. По формуле использование импортных комплектующих, имеющих отечественные аналоги, может понизить уровень локализации в два раза максимум, когда они все импортные. Добавил отечественных, хотя бы те же печатные платы, корпуса, и уже вполне можно вписаться.
Но это тоже не про компьютеры. Телекоммуникационное оборудование нас не так интересует.

И последний пункт:
"г) подтверждения Российской Федерации как страны происхождения продукции в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств
от 20 ноября 2009 г. (в случаях отсутствия специального инвестиционного контракта, отсутствия требований к такой продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации
от 17 июля 2015 г. № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»)."

Вот, то, что не попало в постановление №719 из пункта (б), должно быть в этом соглашении. А общее правило в нём в пункте 2.4 гласит, что опять "страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара". Критерий достаточности — изменение первых четырёх цифр в позиции по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Интегральные схемы — позиция 8542, вычислительные машины — 8471. Собрал из интегральных схем машину — изменил номер позиции по ТН ВЭД. Изготовил отечественный продукт. В конце прилагается список исключений из общего правила, но там есть только производство интегральных схем. Компьютеров нет.

Выходит, что собранные из импортных комплектующих у нас здесь компьютеры будут признаны продукцией, произведённой на территории РФ? Всякие интеграторы, видимо, будут рады, но они и так собирают компьютеры для госорганов. Ноутбуки, планшеты и телефоны? Возможно, здесь почувствуют разницу. Но это всё равно сборочное производство. Цель в его стимулировании?
В общем, не до конца понятный проект постановления. Видимо, не зря в нём после пункта 6 сразу идёт пункт 10. Может, самое интересное нам не показали?

Песня:
А вчера прислал по почте
Два загадочных письма:
В каждой строчке только точки, —
Догадайся, мол, сама.
И кто его знает,
На что намекает.




  • 1
До окончания экспертизы проекта осталось три дня, сообщает сайт по первой ссылке. Может, изменят непонятности, если обратить внимание рабочей группы письмом?

Edited at 2016-05-31 10:01 am (UTC)

Есть мнение, что всё они прекрасно понимают.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account